суббота, 26 июня 2021 г.

Абдул-Хамид II

Хорошо зная, как смещались его предшественники в результате дворцовых переворотов, Абдул-Хамид стал проявлять сильное опасение за свой престол и свою жизнь. Ему всюду начали мерещиться заговоры и измена. Не доверяя никому, окружив себя бесчисленной стражей и наводнив всю страну шпионами и тайной полицией, Абдул-Хамид стал безвыездно жить в своём дворце, показываясь народу только раз в год на традиционном селямлике. Ни одна из обещанных султаном реформ не была осуществлена. В стране воцарилась реакция, жертвой которой пал и «отец турецкой конституции», Митхад-паша. Полицейский террор был так силён, что никто не был гарантирован от неожиданного ареста и тайной насильственной смерти, а в лучшем случае — от безвестной ссылки или заточения. Все сторонники реформ вынуждены были бездействовать или эмигрировать за границу. Печать была почти уничтожена, так как цензура дошла до невероятных размеров. Гражданское управление страны находилось в руках невежественных чиновников, характерною чертою которых были безграничный произвол и продажность. Торговля и промышленность пришли в упадок, пути сообщения были крайне неудовлетворительными, земледелие находилось в жалком виде. Финансовая система была в хаотическом состоянии: взимание налогов отдавалось на откуп, вследствие чего в казну поступала лишь половина того, что платило население. Поступившие в казну деньги расходовались без всякого контроля, по усмотрению султана, главным образом, на содержание двора и полиции. Самые насущные потребности оставались без удовлетворения за недостатком денег в казне. Дошло до того, что офицеры и чиновники не получали жалованья по полгода. Кроме того, жалование выдавалось в половинном размере, так как расчёт производился на ассигнации вместо золота. Взяточничество было так распространено между турецкими чиновниками, что за взятку можно было обойти любой закон, а без уплаты известного процента нельзя было получить никакой крупной казённой поставки.

среда, 23 июня 2021 г.

Кэррилизм и палинфразия

Новое знание :)
Кэррилизм — это явление, когда человек переспрашивает вопрос, который прекрасно слышал. Как утверждают учёные, люди прибегают к тому приёму как сознательно, так и подсознательно, с целью выиграть время для размышлений и формулировки ответа.
Я таким делом страдал в подростковом возрасте. По ощущениям, внутри работал компилятор, который преобразовывал заданный вопрос во внутренний код моего процессора. Поскольку ответ требовался сразу, а вопрос был ещё не готов в нужном формате, рефлекторно переспрашивал. Повторно задавать тот же вопрос не требовалось на самом деле, просто нужна была пауза для работы "компилятора". Со временем это прошло почти полностью, изредка были случаи, когда человек совсем не знакомый и с проблемами в дикции, не совсем разборчивая речь или использование каких-то локальных для этого человека словечек.
ПалинфразИя – патологически частое повторение определенных слов или фраз в речи.
Особо никогда не страдал. Изредка повторяю слово "вот" когда что-то рассказываю, но вроде без серьёзной патологии. Зато у других слышу регулярно. "Короче (говоря)", "на самом деле", "смотрИте", "(по-)слушай(-те)". Очень редкий вариант "да" услышал у комментатора парусных гонок Филиппа "Да" Ковалёва. Прямо, да, через 2-3 слова, да. Надеюсь, он исправится, а то слушать было тяжело, да.