воскресенье, 26 октября 2008 г.

Про отношение к самоубийству

Пишет Александра Созонова (agni_8)
В перечне 10-ти библейских заповедей (Аз есмь Господь твой… не убий… не пожелай жены ближнего…) нет запрета на самоубийство. Во всем Ветхом Завете случай самоубийства приводится лишь раз – эпизод с Самсоном – и это явный акт героизма, подвиг.
В Новом Завете – то же: ни в Нагорной проповеди, ни в притчах не найдем ни слова о добровольном уходе из жизни. А случай суицида – самоповешение Иуды – выглядит как акт раскаянья и наличия совести даже у последнего грешника.
У древних греков в Аиде в абсолютно равных условиях оказываются и мать Одиссея, покончившая с собой, и павший героической смертью Ахилл, и почившие на одре простые смертные.
Если заглянуть еще глубже, в Древний Египет, то косвенным показателем того, что суицид не был там страшным грехом, перевешивающим на загробном суде Анубиса чашу весов, является одно из древнейших в мире философско-поэтических произведений: «Разговор разочарованного со своей душой». Душа (Ба) после долгого спора с отчаявшимся человеком соглашается уйти вместе с ним на Запад, т.е. умереть.
Это я к тому, что, видимо, прав Г.Ч. в своих суровых выводах, что нетерпимое и предельно жестокое отношение к самоубийцам (запрет отпевать и хоронить на кладбище, конфискация имущества, позор, осиновый кол в сердце (последнее – в Средние века), статья в уголовном кодексе (отмененная в цивилизованной Англии аж в 1961 году) – следствие усилий государственной Церкви, а вовсе не Божьей вести, переданной через Трисмегиста, Магомета или Христа.
blog comments powered by Disqus